Деятельность Контрольно-надзорная деятельность Публичные обсуждения Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Рспублики Алтай ("как делать нужно")
Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Рспублики Алтай ("как делать нужно") Печать
11.09.17 17:00

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, связанные с введением нового риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов.
17 августа 2016 года опубликовано постановление Правительства Российской Федерации № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в котором утверждены правила отнесения субъектов бизнеса к определенной категории опасности.
Отнесение объектов ветеринарного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов ветеринарного надзора к категориям риска, утвержденных Правительством Российской Федерации. В настоящее время проект Постановления ещё не утвержден.
Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) позволит снизить нагрузку на бизнес, повысить эффективность проводимых проверок органов государственной власти, оптимизировать использование необходимых ресурсов.
Данная реформа не отменяет ранее принятые и действующие законодательные акты. Не стоит забывать, что данный подход касается плановых проверок, и в случае получения Комитетом ветеринарии жалобы или специального распоряжения, объект может быть проверен внепланово.
Часто выявленные нарушения, являются следствием незнания поднадзорными субъектами обязательных требований закона. Они могли быть устранены самостоятельно, без применения каких-либо мер принуждения. Повышению информированности хозяйствующих субъектов о предъявляемых к ним обязательных требованиях способствует формирование и опубликование перечней типовых нарушений обязательных требований по каждому виду государственного контроля (надзора), а в наиболее комплексных сферах государственного контроля (надзора) - по видам проверяемых предприятий (видам контролируемой деятельности). Такие типовые нарушения предусматривается классифицировать (дифференцировать) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений, что позволит сделать более прозрачным принятие решений, связанных с применением санкций за нарушение обязательных требований.
К числу типовых и массовых нарушений, допускаемых подконтрольными лицами, относятся нарушения обязательных требований, касающихся ветеринарных правил содержания животных, в том числе их карантинирования, что в свою очередь приводит к применению мер административной ответственности.
В целях профилактики и предупреждения совершения данных нарушений, следует остановится на вопросах соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, касающихся содержания животных, и их карантинирования.
I. Согласно Ветеринарных правил содржания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016г. № 551, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели,   организации и учреждения, содержащие до 500 голов КРС включительно, обязаны (остановимся на более значимые моментах):
1. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которых расположен жилой дом) оборудовать дезинфекционным барьером либо дезинфекционной установкой, обеспечивающими обработку колес и шасси транспортных средств дезинфицирующими растворами, не замерзающими при минусовых температурах
2. Птица,  другие виды животных (овцы, козы, свиньи) должна содержаться в отдельно стоящем здании изолировано от КРС.
3. Навоз убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.
4. КРС подлежит диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с Планами противоэпизоотических мероприятий.
5. Соблюдать минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания КРС до границы соседнего участка при содержании КРС.


Минимальное расстояние не менее, м

Поголовье взрослого (половозрелого) КРС, содержащееся в животноводческом помещении, не более (голов)

10

5

20

8

30

10

40

15

6. Соблюдается период карантинирования животных не менее 21 календарного дня с момента прибытия КРС в Хозяйства.
В период карантинирования проводится клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий органов (учреждений), входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, на текущий календарный год.
II. Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, организации и учреждения, содержащие до 1000 голов свиней включительно согласно Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных Приказ Минсельхоза России от 29.03.2016 № 114, обязаны соблюдать следующие требования (остановимся на более значимые моментах):
1. Территория хозяйства должна быть огорожена способами, обеспечивающими невозможность проникновения диких животных на территорию хозяйства (за исключением птиц и мелких грызунов).
2. Должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней либо выгул свиней в закрытом помещении или под навесами, исключающий контакт свиней с другими животными и птицами.
3. Навоз убирается и складируется на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.
4. Для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение оборудовано дезинфекционными ковриками по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанными дезинфицирующими растворами.
5. Соответствие минимальному расстоянию от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней в хозяйствах.


Минимальное расстояние, не менее, метров

Поголовье взрослых (половозрелых) свиней, содержащихся в свиноводческом помещении, не более, голов

10

5

 

20

8

 

30

10

 

40

15

 

6. Дезинсекция, дезакаризация и дератизация свиноводческих помещений проводится не реже одного раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов, либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета).
7. Пищевые отходы, используемые для кормления свиней, подвергаются термической обработке (проварке) не менее 30 минут после закипания.
8. Для комплектования хозяйств допускаются клинически здоровые свиньи собственного воспроизводства, а также свиньи, поступившие из других хозяйств и предприятий при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных, оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
9. Утилизация и уничтожение трупов свиней, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.
10. Свиньи, содержащиеся в хозяйствах, подлежат диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с Планом противоэпизоотических мероприятий.
11. Свиньи, завозимые в хозяйство или вывозимые (кроме убойных животных) из него, подлежат обособленному содержанию от других групп свиней, содержащихся в хозяйстве с целью проведения ветеринарных мероприятий.
Соблюдается период карантинирования (не менее 30 календарных дней с момента прибытия свиней в хозяйство). В период карантинирования проводятся клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки, предусмотренные планами диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, органов (учреждений), входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации на текущий календарный год (далее - План противоэпизоотических мероприятий)
Нарушения правил перевозки сельскохозяйственных животных без ветеринарных сопроводительных документов.
Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденные приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов
В соответствии с законодательством с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на товары, подлежащие ветеринарному контролю, будет осуществляться только в электронной форме с использованием Федеральной государственной системы «Меркурий. На бумажном носителе будет выдаваться только по заявлению собственника подконтрольных товаров.
Кроме того, расширен перечень продукции, на которую с 1 января 2018 года необходимо оформлять ветеринарные сопроводительные документы. В перечень внесены: готовая молочная продукция, готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов, рыбы, макаронные изделия с мясной или рыбной начинкой, супы и бульоны готовые и многие другие товары, содержащие продукцию животного происхождения.
Электронная ветеринарная сертификация на основе ФГИС «Меркурий» обеспечивает внедрение национальной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и предоставляет возможность поиска и отзыва из оборота опасной и некачественной продукции. Основная цель - это добиться прослеживаемости высокого разрешения, которая позволит определить мясо от каких конкретных животных использовано для изготовления данной упаковки сосисок.
Оформление ВСД осуществляется при:
производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Добавим, что ветеринарные сопроводительные документы в ФГИС «Меркурий» могут оформлять не только специалисты государственной ветеринарной службы, но и уполномоченные представители компаний и индивидуальные предприниматели, аттестованные специалисты в области ветеринарии.
Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.
При поступлении продукции не только на предприятия по переработке или на оптово-розничные базы, но и в магазины розничной торговли, в сеть общественного питания (кафе, столовые и др.), в школы, детские сады, больницы на неё должен быть оформлен электронный ветеринарный сопроводительный документ и погашен уполномоченным лицом.
Для того, чтобы предупредить с 1 января 2018 года ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети региона и за его пределы, руководители предприятий и учреждений, занимающихся оборотом сельхозпродукции, должны предпринять исчерпывающие меры по внедрению электронной ветеринарной сертификации: получить доступ в ФГИС «Меркурий», обучить персонал работе в системе, оборудовать рабочие места компьютером и выходом в Интернет, учётную систему предприятия интегрировать с ФГИС «Меркурий» через универсальный шлюз.
По вопросам, связанным с электронной ветеринарной сертификацией, можно обращаться в Комитет и районные ветеринарные станции по борьбе с болезнями животных.
В рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Комитет на своем официальном сайте опубликовал новый раздел:
«Контрольно-надзорная деятельность», содержащий материалы по реформе контрольно-надзорной деятельности, административный регламент, Перечень обязательных требований, содержащий сам Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного ветеринарного надзора на территории Республики Алтай.
Изменения в законодательстве за 2016 и первое полугодие 2017 года.
С 10.01.2016 были отменен приказ Минсельхоза России от 17 июля 2014 г. N 281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" (с последующими изменениями) и вступил в силу приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях"
18.07.2017 вступил в силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.03.2016 № 114 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства выращивания и реализации»
С 16.08.2016 вступил в силу приказ Минсельхоза России от 19.05.2016 N 194 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства".
05.09.2016 вступил в силу приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 мая 2016 г. N 213 "Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней»
18.10.2016 Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N162 принят технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Технический регламент "О безопасности рыбы и рыбной продукции" вступит в силу с 1 сентября 2017 года. Данный документ призван конкретизировать требования в отношении рыбной продукции, в том числе продукции аквакультуры с целью строгого контроля их обращения на потребительском рынке.
С 31.03.2017 вступил в силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 551 «Об утверждении ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации»
Ветеринарные правила устанавливают требования к условиям содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы и иными организациями и учреждениями.
С 19.06.2017 приказом Минсельхозом России от 05.04.2017 № 166 утверждены правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота.
Правилами установлены обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории РФ карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота, организации и проведению мероприятий по ликвидации, предотвращению его возникновения и распространения, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения таких ограничений, в том числе проведению мероприятий в отношении производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
С 12.08.2017 приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.06.2017 № 311 утверждены ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа.
14.08.2017 вступил в силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.07.2017 № 329, утверждающий ветеринарные правила перемещения (перевозки) автомобильным транспортом свиней и кормов для них.
Ветеринарными правилами установлены обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении (перевозке) автомобильным транспортом свиней и кормов для них.
В целях недопущения нарушений указанных в докладе по правоприменительной практике необходимо:
- соблюдать правила содержания животных;
- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;
- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристике продукции;
- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.