Деятельность Контрольно-надзорная деятельность Публичные обсуждения Доклад по правоприменительной практике Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай за 2016 и за истекший период 2017 года
Доклад по правоприменительной практике Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай за 2016 и за истекший период 2017 года Печать
11.09.17 17:03

Государственный региональный ветеринарный надзор осуществляется Комитетом ветеринарии с госветинспекцией Республики Алтай (далее - Комитет) в рамках установленной компетенции и в соответствии с обязательными требованиями законодательства.
Структура регионального государственного ветеринарного надзора на территории Республики Алтай представлена должностными лицами Комитета, уполномоченными осуществлять государственный региональный ветеринарный надзор на территории Республики Алтай
1. Председатель Комитета - главный государственный ветеринарный инспектор Республики Алтай.
2. Заместитель Председателя Комитета - заместитель главного государственного ветеринарного инспектора Республики Алтай.
3. Государственные региональные ветеринарные инспекторы.
Наиболее важными функциями Комитета являются:
1. Осуществление государственного регионального ветеринарного надзора за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в области ветеринарии, принятие мер к устранению выявленных нарушений и привлечению виновных в нарушениях к ответственности
2. Выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
3. Контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами противоэпизоотических и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил и норм;
4. Принятие мер по своевременному информированию населения о возникновении заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, массовых незаразных болезней и проводимых противоэпизоотических (профилактических) мероприятиях в средствах массовой информации, на официальном сайте Комитета, силами подведомственных Комитету государственных бюджетных учреждений.
Ведется работа по предотвращению нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся проверки, посредством проведения информационной разъяснительной работы в процессе взаимодействия при проведении проверок, направление информационных писем и предостережений в адрес субъектов предпринимательской деятельности о предупреждении и недопущении нарушения обязательных требований в области ветеринарии, которые могут возникнуть в результате меняющейся эпизоотической ситуации по заразным, в том числе особо опасным болезням животных.
Кроме того, предоставляются необходимые материалы, ссылки и иная информация о предъявляемых требованиях к видам деятельности, подлежащим надзору со стороны органов государственного ветеринарного надзора.
За 2016 год Комитетом проведено 3 внеплановых проверок, 2 плановые, за истекший период 2017 года – 0 внеплановых проверок, 4 плановые. Для сравнения - в 2015 году было проведено 97 плановых проверок.
Уменьшение количества проведенных проверок связано с исполнением статьи 26.1. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающей особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, в соответствии с которой с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Так как юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых осуществляется государственный региональный ветеринарный надзор, большей частью своей являются субъектами малого предпринимательства, а в отношении субъектов, не относящихся с субъектам малого предпринимательства, не прошло 3 года с момента проведения последней плановой проверки, в план проведения плановых проверок на 2016 год было включено лишь 2 проверки, а на 2017 год - 7.
Из 3 внеплановых проверок в 2016 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 3 по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
В ходе проведения проверок было выявлено 1 правонарушение обязательных требований ветеринарного законодательства. К административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил в виде штрафа привлечено 1 должностное лицо. Сумма наложенного штраф по результатам проверок – 3 тыс.рублей.
За истекший период 2017 года проведены 4 плановые проверки в отношении  юридических лиц, было выявлено 1 административное нарушение ветеринарного законодательства. К административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил в виде штрафа привлечено 1 должностное лицо, сумма штрафа составила 3 тыс.руб.
Случаев оспаривания в судебном порядке юридическими лицами оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю не было.
Сумма взысканных административных штрафов по плановым и внеплановым проверкам по отношению к общей сумме наложенных административных штрафов составила 100%.
Одной из главных проблем в работе Государственной ветеринарной службы Российской Федерации остается состояние нормативных правовых актов в сфере ветеринарии в целом, и той его части, которая устанавливает требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и подлежит проверке в процессе государственного ветеринарного надзора.
Законодательство в области ветеринарии состоит из Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979 -1 «О ветеринарии» и подзаконных нормативных правовых актов.
Основная масса нормативных правовых актов в области ветеринарии была принята еще в СССР, и морально устарела. В связи с этим наблюдается множество противоречий как с иными отраслями права, так внутренние коллизии в ветеринарном законодательстве.
Необходимо также отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307 - ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 июля 2017 года применяется положение пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона № 294 - ФЗ, согласно которому, должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Некоторые сферы ветеринарным законодательством оказались не охвачены. Так, не установлены требования к ветеринарным клиникам, многочисленные пробелы содержит ветеринарная правовая база в отношении содержания животных частными лицами. Восполнить эти пробелы на региональном уровне не удается, поскольку в соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», правила в области ветеринарии принимает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.